вторник, 26 апреля 2016 г.

Уточняющие вопросы или “Правильно ли я вас понял?”


В психологии есть такой термин - вербализация. Его используют, когда говорят об одной из техник активного слушания. При пассивном слушании человек стремиться “подогнать” воспринимаемую информацию под свое представление об обсуждаемом предмете. Активное слушание отличается от пассивного рядом особенностей.

Во-первых, при активном слушании человек нацелен на установление психологического контакта с собеседником. Слушая, он пытается понять тот своеобразный язык, с помощью которого его визави выражает свои мысли. При некоторой общности, образ мысли у каждого человека индивидуален. Один психолог сказал: “Мы все смотрим на происходящее вокруг нас под углом своих проблем”.
Во-вторых, активный слушатель стремиться найти общее между своей точкой зрения и высказываниями собеседника, тогда как пассивный слушатель акцентируеться на различиях, на спорных моментах. Мы все знаем по личному опыту, что второй путь гораздо привычнее и легче.
В-третьих, слушая активно, человек предоставляет собеседнику обратную связь. Обычно она начинаетс со слов “ Насколько я понял...”, “ Провильно ли я вас понял, что...”, “ То есть вы говорите, что...”, “ Я поняла, что ты сказал о ...” и т.д. Такие вопросы называються уточняющие или вербализацией. Мы как бы говорим: “ Мне кажеться я вас понял...Можно я скажу, как я это понял, а вы уточните?”
Возможные ошибки.
Те, кто впервые начинает использовать уточняющие вопросы, обычно совершают следующие ошибки:
Повторяют сказанное слишком подробно и дословно.
Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими.
Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно.
Некоторые используют негативные мимику и жесты.
Из книги “Учим детей мыслить критически” Загашев И.О., Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В

Комментариев нет:

Отправить комментарий